Вопрос-ответ

Самые распространенные вопросы, адресованные специалистам Управления Россельхознадзора по Курганской области

 

Об очистке земельных участков сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности

В адрес Управления Россельхознадзора по Курганской области регулярно поступают вопросы от правообладателей земельных участков о возможности проведения расчистки земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности. В том числе и о правовых основаниях проведения таких работ и возможности осуществления данных мероприятий в зимнее время года. В связи, с чем Управление дает пояснения по всем этим вопросам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 13 февраля 2018 года. N 15/121 «О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения» высказало свою позицию по данному вопросу, а именно, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет состав земель сельскохозяйственного назначения – землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77).

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, в том числе в результате не соблюдения норм противопожарной безопасности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ “О мелиорации земель” культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, на основе проекта мелиорации.

Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Работы по очистке земельных участков сельскохозяйственного назначения от древесно – кустарниковой растительности, возможно, осуществлять и в зимнее время года. В условиях не значительного снежного покрова, а именно производить вырубку и спил деревьев и кустарников, как первый этап мелиоративных работ, после же схода снега в весенне летний период осуществить заключительные мероприятия по введению земель в сельскохозяйственный оборот – осуществить обработку земель, лущение, культивацию, вспашку и посев сельскохозяйственных культур.

О порядке перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, а также в иное специальное назначение для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. К таким исключительным случаям относится размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. В первую очередь для осуществления перевода земельного участка из одной категории в другую необходимо провести в отношении заявленного земельного участка кадастровые работы. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований. Объекты для хранения твердых коммунальных отходов относятся к объектам местного значения, а значит для осуществления перевода земельных участков из одной категории в другую для размещения таких объектов необходимо, чтобы сведения о них содержались в документах территориального планирования муниципального образования (Схемы территориального планирования муниципального района или Генеральные планы поселений). В соответствии с законом Курганской области от 28.12.2011 года N 98 «Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области» полномочиями по принятию решения о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, за исключением земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделено Правительство Курганской области. На основании вышеизложенного и статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ, заинтересованное лицо (орган местного самоуправления) подает ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в Правительство Курганской области. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок. Обоснованием перевода земельного участка из земель одной категории в другую является вид дальнейшего использования земельного участка после осуществления его перевода. Учитывая вышеизложенное, рекомендуем при подготовке ходатайства прописать обоснование перевода земельного участка (вид разрешенного использования): для размещения площадки для сбора и временного хранения (накопления) твердых коммунальных отходов Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: 1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую; 5) справка органа местного самоуправления о том, что площадки для сбора и кратковременного хранения твердых бытовых отходов являются объектами местного значения и сведения о них содержаться в Схеме территориального планирования муниципального района или в Генеральном плане поселения. (к справке желательно приложить выкопировку из документа территориального планирования и копию решения утверждающего его). Документы, предусмотренные пунктами 1-3, запрашиваются исполнительным органом государственной власти, если заинтересованное лицо не представило указанные документы, самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по вышеуказанным основаниям, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. По результатам рассмотрения ходатайства Правительством Курганской области принимается акт о переводе земель, или земельных участков в составе таких земель, из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства в Правительство Курганской области.
Необходимо ли согласовывать с районной прокуратурой план проведения администрацией сельсовета проверок по земельному контролю, если в план проверок на год включены только физические лица?
Проверки соблюдения земельного законодательства на земельных участках, принадлежащих физическим лицам, при осуществлении муниципального земельного контроля не подпадают под действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В случае, если физическое лицо передало свой земельный участок в пользование юридическому лицу либо предпринимателю, то проверка соблюдения земельного законодательства в отношении этих землепользователей может осуществляться только в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и на основании утвержденного прокуратурой плана.
В связи с тем, что в администрациях сельсоветов работают три-четыре человека и выполнить все возлагаемые на администрации полномочия крайне трудно, возможна ли передача ряда полномочий, в том числе по осуществлению муниципального земельного контроля, в Администрацию района?
В соответствии со ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Следовательно, Вы можете обратиться к главе Администрации района с предложением о заключении Соглашения по осуществлению муниципального земельного контроля и проведению проверок исполнения земельного законодательства Российской Федерации на территории муниципального образования сельсовета специалистами Администрации района. В случае заключения такого соглашения Вам необходимо контролировать исполнение плана проверок уполномоченным Вами органом.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://rsn-kurgan.ru/2017/02/09/vopros-otvet/